Образ Алушты в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Музей С.Н. Сергеева-Ценского

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

 

Музей архитектора А.Н. Бекетова

11:00 14:00 15:00 16:00

Музей писателя И.С. Шмелёва

11:30 14:30

15:30 16:30

 

 

 

Музей писателя С.Н. Сергеева-Ценского

Со вторника по субботу, с 09:00 до 17:00

Касса до 16:30

Выходные: воскресенье, понедельник

Республика Крым, г. Алушта, ул. Сергеева-Ценского, д. 5

Справки по телефону: +7 978 910-04-91

Музей-усадьба архитектора А.Н. Бекетова

Со вторника по субботу, с 09:00 до 17:00

Касса до 16:30

Выходные: воскресенье, понедельник

Республика Крым, г. Алушта, ул. Комсомольская, 4

Справки по телефону: +7 978 910-04-64

Музей писателя И.С. Шмелёва

Со вторника по субботу, с 09:00 до 17:00

Касса до 16:30

Выходные: воскресенье, понедельник

Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная, 2

Справки по телефону: +7 978 910–05–27

С.Н. Сергеев-Ценский об Алуште

Образ Алушты в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского


С.Н. Сергеев-Ценский поселился в Алуште в 1906 году, построив дом в урочище Хурда-Тарлы. Он жил и работал в Алуште более пятидесяти лет. И его авторское видение Алушты показано в некоторых произведениях. В описаниях природы Сергеевым-Ценским мы видим, что Сергей Николаевич воссоздает пейзажи как художник и поэт. Поэтому образ городка Алушты проникнут поэтичностью. Образ Алушты встречается в рассказах С.Н. Сергеева-Ценского – поэме «Неторопливое солнце», этюде «Благая весть» и романе «Валя».

Алушта начала 20 века, в которой поселился писатель, была небольшим городком, почти деревней, окруженной садами и виноградниками. Сергей Николаевич характеризует Алушту в произведении «Неторопливое солнце» в следующих словах: «Городок весь каменный и черепичный, - совсем маленький: одна церковь, две мечети. На раскаленной набережной, забранной от моря бетонной стеной, сгрудились мелкие лавочки». 

Статус города был присвоен Алуште в 1902 году, и на момент написания этих произведений Алуште как городу едва исполнилось десять лет. К 1902 году численность населения Алушты составляла 2,800 человек. Из них где-то 50% составляло татарское население и 50% - другие национальности. Неформально Алушта делилась на две части. В первой (старой) проживали татары, во второй – русское население.

Вот как выглядела Алушта за 10 лет до получения ею статуса города, в то время ещё татарская деревня: «Алушту можно разделить на старую, татарскую часть и новую, русскую. Татарская часть с узкими и грязными проездами…теснятся по крутому склону над рекою Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими кровлями и галерейками буквально стоят один на другом. Русская часть широко раскинулась по отлогостям, спускающимися к речке Демерджи. Большая часть этой площади занята виноградными и фруктовыми садами, в которых лишь кое-где белеют дачные постройки».

Сергей Николаевич также описывает трудности, присущие жизни в Алуште начала ХХ века: «Почва здесь была прочная как железо, - не поддавалась без размашистой кирки, - воды мало, жизнь дорогая, неудобная, почти дикая, - только солнце».

Сергей Николаевич пишет и о том, что в городе есть православная церковь Феодора Стратилата» (современное название «Всех крымских святых»), и она существовала еще в XIX веке: «В Алуште есть православная церковь с колокольней готического стиля, построенная во время управления новороссийским краем кн. М.С. Воронцова, татарская мечеть...». Мечеть Юхары-Джами (Верхняя мечеть) находится на вершине исторического холма Алушты. О второй мечети сведений крайне мало. Известно, что она находилась в низине, в долине реки Улу-Узень, но её здание было полностью разрушено и не сохранилось до наших дней.  

Строительство Алуштинской набережной было начато в 1898 году при содействии мецената Н.Д. Стахеева: был укреплен берег, и создана зона отдыха, т.н. «стахеевская набережная». Таким образом, все сказанное С.Н. Сергеевым-Ценским находит подтверждение в исторических источниках (книгах, путеводителях).

            Сергей Николаевич описывает разнообразие и архитектуру городка словами: «Как всюду, где жарко солнце и плещет морской прибой, набилось и сюда много разноплеменного народа, и  вдоль берега и по долинам двух   речушек,   пересыхающих  летом,   белели   дачи   среди   непременных виноградников  и  томящихся  на  каленой  земле  садов.  …».

Благодаря приобретенному статусу города, Алушта улучшила свои показатели посещаемости туристов в сезон. Отдыхающих приезжало более двух тысяч. Вот как об этом говорит С.Н. Сергеев-Ценский в своем романе «Валя»: «Летом городок будто сам выезжал куда-то в более благоустроенное место на дачу, - так он прихорашивался и подчищался...».

А вот еще одна интересная цитата, которая описывает смену сезонов в Алуште и связанные с этим изменения: « И так как городок жил (и то чужой жизнью приезжих) только летом, а на зиму замирал – закрывалась половина лавок, отсылалась половина почтовых чиновников, уезжали кавказцы и персы с шелками и чадрами, итальянцы с кораллами и поддельным жемчугом и прочие, оставались только туземцы, которые всегда были сонные…».

В «Практическом путеводителе по Крыму» Григория Москвича, переизданном в 1908 году в Одессе об Алуште сказано: «Вообще Алушта за последние годы значительно украсилась новыми зданиями, пообчистилась и выглядит весьма приветливо», но при этом сказано, что «Развлечений в Алуште почти нет, и жизнь в ней носит деревенский характер» .

Изучая образ города, мы не должны забывать, что образ города складывается из образов отдельных его районов. Алушта того времени была разделена на две части – сам город и местность Профессорского уголка. В первой главе «Вали» упоминаются топонимы Профессорского уголка: 

«Названия урочищ были Хурда Тарлы, Баар-Дере, Кара-Балчик, - и их мало кто знал...».

            Напомним, что Хурда-Тарлы – урочище «Каменный вал» -  местность, где жил С.Н. Сергеев-Ценский. Баар-Дере – «Весенняя долина» - местность в Профессорском уголке в долине речки. «Баар-Дере» – это также название дачи академика архитектуры А.Н. Бекетова в одноименной долине. Что касается урочища «Кара-Балчик» (вероятный перевод с крымско-татарского «Черная рыбка»), то оно привязано к названию одноименной дачи в Профессорском уголке, не сохранившейся в настоящее время. Известно, что она находилась на склоне горы по пути из Алушты в Профессорский уголок: «Береговая дорога идет близ уровня моря под сланцевыми обрывами. Версты через полторы, в устье глубокого оврага начало крутой тропы на дачу Карабалчик».  

В заключение можно сказать, что С.Н. Сергеев-Ценский не стремился приукрасить «городок», в котором поселился в 1906 году. Он изобразил Алушту максимально беспристрастно, но с неизменной любовью, и сохранил, в отличие от путеводителей, художественную картину Алушты и окрестностей первой четверти ХХ века. Более чем 100 лет спустя его описания Алушты не теряют своей яркости и оригинальности.

ГБУК РК «Музей С.Н.Сергеева-Ценского».